В городской среде Москвы уже привычно видеть электробусы, но не каждый понимает, насколько сложно организовано внутреннее устройство в этом транспорте. Главная особенность, которую не встретить в обыденной жизни – это тяговый АКБ, который обеспечивает работу двигателя. Какие аккумуляторы в электробусе, откуда они поставляются в Россию и каким образом они подзаряжаются – разберемся подробнее. Для тех же, кто владеет этим электротранспортом, расскажем, как правильно нужно утилизировать тяговые батареи.
Какие установлены АКБ в электробусе
В современных электрокарах, в том числе и в электробусах, используются аккумуляторные батареи с большой энергоемкостью и с высоким напряжением. Достаточные для тяговых АКБ технические характеристики имеют литий-ионные, алюминий-ионные, литий-серные, металл-воздушные и литий-железо-фосфатные батареи. В электробусах от разных производителей используются накопители не только с разным составом, но и с различными габаритами, объемами и эксплуатационными свойствами. Далее рассмотрим АКБ Российского и Иностранного производства.
Какие аккумуляторы в Российских электробусах
Внимание! Почитать о крупных тяговых аккумуляторов Российского производства вы можете на сайте РОСНАНО «Лиотех» и по этой ссылке.
Модель и ссылка на документацию | Тип аккумуляторов | Страна изготовления АКБ | Срок службы аккумуляторов | Энергоемкость | Максимальный запас хода | Тип зарядки | Пассажировместимость общая |
---|---|---|---|---|---|---|---|
KAMAZ-6282 | литий-титанатные (LTO) | ? | 20 000 циклов | 80 кВт/час | до 70км | а) полупантограф б) бортовое зарядное устройство (ночная зарядка) |
до 85 |
ЛиАЗ-6274 | NMC (литий-марганцевый аккумулятор) | ? | 6 лет | 129 кВт/час | до 90км | пистолетного типа | до 75 |
«Тролза» с динамической зарядкой | батареи автономного хода литиевой группы | ? | ? | ? | до 15км | динамическая от троллейбусных сетей | до 80 |
УТТЗ 6241.01 “Горожанин” | ? | ? | ? | ? | до 30км | динамическая от троллейбусных сетей | до 105 |
Volgabus Ситиритм 12 ELF | Литий-железо-фосфатный аккумулятор(LFP) | ? | ? | ? | до 220км | ночная зарядка | до 90 |
Какие аккумуляторы в электробусах за границей
Внимание! Почитать информацию о тяговых аккумуляторов для электробусов иностранного производства вы можете по этой ссылке.
Модель и ссылка на документацию | Тип аккумуляторов | Страна изготовления АКБ | Срок службы аккумуляторов | Энергоемкость | Максимальный запас хода | Тип зарядки | Пассажировместимость общая |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Белкоммунмаш 43303 (Белорусия) | ? | ? | ? | ? | ? | динамическая от троллейбусных сетей | до 170 |
Linkker 13 (Финляндия) | литий-титанатные (LTO) | ? | ? | ? | ? | пантограф | до 77 |
YUTONG (Китай) | ? | ? | ? | ? | ? | пантограф | до 93 |
Существующие виды подзарядки АКБ электробусов
Гибридные транспортные средства могут без подзарядки преодолевать расстояния до 100 километров, но в городских условиях, тяжеловесные электробусы нуждаются в более частой зарядке. Читайте также: Преимущества и недостатки электробусов. Отечественные КАМАЗы и ГАЗы имеют возможность подзаряжаться несколькими способами:
- Ультрабыстрая зарядка на специальных станциях, при помощи токоприемника, позволяет пополнить запас электричества за полчаса, но снижает срок службы АКБ;
- При помощи зарядного столба и токоприемника на крыше – автоматическая зарядка для городского общественного транспорта;
- Подзарядка при помощи бортового зарядного устройства, переменным током из трехфазной сети – стандартный способ для ночной зарядки в автопарках.
Возможность опционально подбирать способ подзарядки – особенность электробусов. Пистолетные станции и пантографы можно использовать как во время обеда, так и для короткой зарядки во время перерыва. Для удобства эксплуатации, маршрут общественного электротранспорта сформирован таким образом, чтобы у автомобилей была возможность вовремя получить необходимый запас электроэнергии.
Принимают ли лом АКБ электробусов
Поврежденные, сломанные, отработанные и старые тяговые АКБ можно утилизировать за деньги. В батареях от электробусов присутствуют ценные металлы, которые подходят для переработки и вторичного использования, поэтому приемные пункты скупают их по выгодной цене. В столице работает сеть точек сдачи АКБ, по удобным адресам, в разных районах. Компания «АКБскрап» осуществляет прием аккумуляторов в Москве по высоким ценам (например тяговые принимаем по цене 49-58 руб./кг.), при этом сотрудничает как с физическими, так и юридическими лицами. При необходимости приемный пункт предоставит документацию для бухгалтерии. Для скупки батарей у организации есть все необходимые лицензии.
История: как появились электробусы
Электромобили появились на полвека раньше машин с двигателями внутреннего сгорания (в 1837 году), но свою популярность они начали приобретать совсем недавно. Связанно это с тем, что первые тяговые аккумуляторы не только имели большую массу, но и дорого стоили, а их обслуживание обходилось как содержание 40 обычных бензиновых автомобилей. В конце 19 века Уильямом Моррисоном был представлен первый электробус, с вместимостью 6 человек, но его эксплуатационные характеристики не позволяли использовать его на регулярной основе. В начале 20 века, около 40% всего общественного транспорта США работали на электричестве – но двигатели внутреннего сгорания быстро вытеснили электрокары с рынка и уже в 1930 автобусы с АКБ исчезли из американских городов.
В Англии электрический общественный транспорт появился наоборот, из-за того, что бензиновые двигатели расходовали много бензина при перевозке пассажиров и требовалось современное решение. Тогда и появились электробусы с хлоридными аккумуляторами, которые не требовали дорогостоящего обслуживания, а электроэнергия стала значительно дешевле и доступнее бензина. В Манчестере SeddonPennine 4-236 стал основным электротранспортом уже в 1974 году.
Во второй половине 20 века электробусам дали вторую жизнь, уже во всем мире. Массовое производство стало актуально из-за экологической обстановки в крупных городах и планете в целом. Сегодня в общественном транспорте работающих на электроэнергии используются инновационные аккумуляторы, которые дешевые в обслуживании, дольше держат заряд и не требуют регулярного ремонта. Литий-ионные АКБ позволяют работать автомобилю в течении всего дня, а возможность подзарядки на маршруте привело к тому, что в большинстве крупных городов, автопарк общественного транспорта состоит в основном из электробусов.